Девочки, это, пока маленькие детки, проблемы с горшками, дальше- больше. Музыка, например. Сколько же я насмотрелась на несчастных детей, которых таскают на эту музыку "для гармоничного развития" - мама дорогая. Насиделась я в вестибюле музыкалки, насмотрелась я на слезы и детей и угрозы родителей. Средняя дочь в 6 лет потребовала, чтобы ее записали в музыкальную школу, очень ей хотелось "играть, как рабыня Изаура" (видать. у бабушки видела). Записали. Я, мегера такая, сказала ей сразу: "Ходить будешь ровно столько, сколько захочешь. Если ты сегодня скажешь, что тебе надоело, завтра мы уже никуда не идем". Надо сказать, лет через пять-шесть разговор этот повторился - заныла, что надоело, что трудно мотаться после школы (гимназия была), что у всех детей каникулы, а она за пианино (причем никто ее ни разу туда не загонял). Я совершенно спокойно напомнила наш уговор, сказала, что заставлять ее не буду и пускай сама решает, как ей быть. Девица моя не спала ночь, а утром сказала, что музыку не бросит ни за что. Закончила в итоге музыкальную школу с красным дипломом, правда, дальше учиться не стала, хоть преподаватели и уговаривали.
А с младшей было еще краше - отдали (!) в ту же гимназию, где средняя училась, за 4 остановки на маршрутке. Так решили дети, я еще канючила, что у нас школа прямо во дворе, а тут ехать, встречать и все такое. Средняя дочь (ей было 16 лет) все это выслушала и спокойно так сказала: "Мама, только в нашу гимназию. Если решишь отдавать ребенка в ЭТУ школу, лучше сразу выброси его в мусоропровод". Изрекла и пошла. Так что катались в дальнюю. Началку закончила прекрасно,а в пятом классе выяснилось, что математика у всех отвратительно (зато с русским и литературой замечательно - учительница сама математику не очень по новой дурацкой программе), а нового учителя дали очень сильного. Когда посыпались сплошные двойки, сходила в школу (прямо сентябрь был), узнала, что у нас плохого и вообще, имеет ли смысл ее вытягивать на гимназический уровень или лучше перевести в другую школу, с требованиями попроще (потому что считаю, что нельзя заставлять ребенка делать то, что выше его возможностей). Сказали, что все будет нормально, но надо заниматься - пробелов куча (повторяю, у всего класса, за исключением четырех! человек. У нас еще беда с восприятием - надо все конкретно - "я не могу решить задачу, про когда из города выехал автобус, а из деревни в город грузовик". На вопрос "почему" следовал убийственный ответ: "Мне надо знать, как город называется, как - деревня"). Пришла домой и сказала, что я готова с ней заниматься, но в одном случае - если она сама этого хочет. Девочки, мы с ней занимались на всю катушку, почти все свободное время , до восьмого класса. Она выкладывалась по полной, первую свою пятерку за контрольную (в 5 классе, в марте, наверное получила) повесила на стену перед своим столом со словами: "Мамочка, смотри, смогла! Пусть повисит, ладно - когда мне будет трудно, буду на нее смотреть". Девочки, я редко плАчу, но тут убежала реветь в ванную. Праздник был для всех. Сын с уважением сказал "Ну, вы, блин, даете." (с уважением - потому что младшенькая обладала в то время на редкость мерзким характером, все удивлялись на мое терпение, но и ребенку отдавали должное за ее упорство). Не поверите. но математика стала одним из любимых предметов и с восьмого класса все уже было замечательно (как мы ее дома поддразнивали - "это потому, что у других еще хуже"). А классе в десятом пришла и сказала: "Мамочка, спасибо тебе за то, что столько для меня сделала и столько в меня вложила". На что получила ответ: "Мы же не просто так все вместе собрались, мы даны друг другу еще и для того, чтобы
помогать". Ушла думать
Это я все к тому (извините, что длинно получилось), что ребенок во многих случаях способен сам принимать какие=то решения. А чтобы не скатиться (родителям т.е.) на ультимативно-приказной лад (или-или), можно всегда поговорить и разложить ситуацию. Во всяком случае, у нас есть волшебная фраза -
если ты что-то делаешь, то должен четко представлять, какого результата ты хочешь добиться .