Ткацкие узоры или "вивинг" (Weaving) - узор образованный накладыванием отделочной нити на изнаночную сторону трикотажного полотна.
Почему "ткацкие"? Потому, что в готовом виде, полученный трикотажный узор, очень похож на тканное полотно с выработкой. Такое преплетение можно выполнять, практически на любой машине (одна фонтура), кроме машины PASSAP.
Техника данного переплетения несложна, в работе используется всего три приема и множество вариантов их выполнения. Это такие приемы, как:
Прокладывание нити на/под иглы (протяжки разной длины)
Подъем протяжек
Обвитие игл нитью
В ручном исполнении, пользуемся в полной мере всеми приемами, их различными вариантами и комбинициями. На машинах с автоматическим отбором игл по программе (наборное устройство, перфокарта или электронная программа) 99,9% узоров выполняются только первым способом - прокладывание отделочной нити на/под иглы. Очень редко и мало используемся два других способа, т.к. при любой автоматизации они выполняются вручную.
Часто возникает вопрос: какая пряжа используется? Если отвечать коротко, то любая... Для работы нужно две нити.
Одна - нить основы. В зависимости от назначения изделия и выбранного узора, подойдет любая пряжа, которая хорошо провязывает машина, т.к. эта нить и будет непосредственно участвовать в петлеобразовании трикотажного полотна.
Машины 5 класса
Для тонких, прозрачных, летних изделий можно взять тонкую х/б нить, лен, шелковую вискозу, штопку - главное, чтобы нитка не рвалась.
Для изделий средней толщины подойдет п/шерсть или акрил № 32/2 в 2-3 сложения.
Для пуловеров, мягких жакетов - п/ш, акрил № 32/2 в 3-4 сложения, пряжа для ручного вязания 400-300 м/100 гр.
Для пальто, курток, плотных жакетов, где полотно должно хорошо держать форму, нужна более толстая пряжа - п/ш в 5-6 сл., пряжа для ручного вязание 200-250 м./100 гр. Если машина вяжет слишком туго, то лучше вязать через иглу.
Вторая пряжа - отделочная, которая будет "прихватываться" к полотну нитью основы. Она может быть любой, от очень тонкой (п/ш № 32/2 в несколько сложений) до очень толстой (мохер, "травка", велюр, букле, толстая пряжа неравномерной крутки, тесьма, ленточка и т.п.). Все зависит от назначения изделия и узора.
Для летних изделий используем любую пряжу из ассортименты для ручного вязания, начиная от хлопка и льна, и кончая ленточной, и неравномерно окрашенным акрилом.
Для изделий средней толщины подойдет - мохер, травка, велюр, п/ш, акрил - начиная с 300 м./100 гр. и более.
Для плотных изделий (пальто, жакеты) - толстые, объемные пряжи - букле, мохер, шерсть и т.д., начиная с 250 м./100 гр. и менее.
В выборе пряжи нет никаких определенных рецептов. Каждый сам решает, какую пряжу взять в основу, а какую положить на неё. Я могу только подсказать такие моменты.
Если берем для основы пряжу с большим содержанием акрила, то сверху лучше положить более натуральную пряжу и, наоборот, т.к. изделия нужно будте отпарить, хоть слегка. Если будет много акрила, то пряжа потеряет свою упругость и изделие получится слишком мягким, но иногда это тоже нужно. В этом случае делаем специально: на акрил - синтетику.
Если узор насыщенный и выполняем объемной нитью букле, когда нить основы будет невидна, то в основу можно собрать остатки различных пряж, а отделочные планки выполнить хорошей пряжей в одном тоне.
Когда рисунок равномерный и имеет примерное соотношение 50:50 с основой, то в основу берем хорошую, качественную пряжу.
Теперь рассмотрим более подробно приемы выполнения вивинга и их варианты:
Прокладывание нити.
Основной прием, который используется в ткацких узорах, это прокладывание отделочной нити на - под иглы в определенном порядке.
В машинах с автоматическим отбором игл по узору, этот процесс происходит почти автоматически, нам нужно только перемещать отделочную нить с одной стороны на другую перед каждым движением основной каретки. На самой каретке переключаем щетки-ролики, которые будут дополнительно прижимать отделочную нить к иглам, чтобы она не соскальзывала при вязании. В процессе петлеобразования, отделочная нить попадает на выдвинутые по узору иглы и под иглы, которые соответсвуют фону.
Перед выполнением ряда, отделочная нить должна находится НА крайней игле со стороны каретки и ПОД иглой на противопложной стороне. В этом случае у нас будут получаться красивные ровные кромки, поэтому на машинах с автоматическим отбором игл по узору, выдвигаем в ПНП крайнюю иглу (или две) со стороны каретки, а на машинах с ручным отбором, всегда начинаем ряд с наброса отделочной нити на крайнюю иглу.
Примечание:
На тех машинах, где при отборе игл по узору они выдвигаются в ПРП (Тойота, Брайзер и т.п.) можно отделочную нить не заправлять через верхний нитенатяжитель, а положить мотки на пол и каждый раз рукой укладывать отделочную нить на выдвинутые иглы. Такой способ оправдывает себя в тех случаях, когда в работе "цеплючие" нитки типа букле, мохера, травки, а также достаточно толстая пряжа. Такие нитки плохо двигаются в верхней заправке, цепляются за все по дороге.
К Silver 280 есть дополнительный нитевод - автоматический вивинг. Нам достаточно заправить отделочную нить в продольную щель, а на края рабочей зоны установить ограничители, при вязании отделочная нить сама будет проскальзывать с одной стороны на другую.
В машинах с ручным отбором игл по узору, перед выполнением рисунка, выдвигаем все иглы в ПНП. Затем прокладываем отделочную нитку, в соотвествии с раппортом узора (можно предварительно слегка призадвинуть иглы, под которые должна лечь отделочная нить, чтобы легче отследить ритм узора). Если вяжем на ровном участке, где нет частичного вязания, при котором некоторые иглы выставляются в ПНП, то иглы можно оставить в выдвинутом положении и провязать ряд рабочей нитью.
У машин типа Северянка (с ручной прокладкой рабочей нити) и на других машинах в сложных местах, рабочие иглы задвигаем в позицию петлеобразования ПРП (отделочная нить находится за язычками) и провязываем рабочей нитью.
Отделочную нить лучше всего прокладывать от каретки, в таком случае узор выполняем каждый ряд или через два ряда в третьем (разреженный).
Варианты выполнения:
Протяжки 1х1 ("мелкий рис")
Вложение не найдено
- Раппорт данного узора очень прост: отделочная нить накладывается
на одну иглу сверху и заводится
под другую иглу снизу.
Вложение не найдено
-
Если такой рисунок выполнять в шахматном порядке, т.е. в следующем ряду нитка накладывается на ту иглу, под которой она находилась в предыдущем ряду, то получаем "мелкий рис". Такой узор хорошо применять для основного фона, в сочетании с другими приемами и способами, т.к. он малозаметен. И, наоборот, в таком узоре хоршо смотрятся такие пряжи, которые сами по себе достаточно яркие.
Вложение не найдено
-
Например, если возьмем неравномерно окрашенную пеструю пряжу и уложим на черную основу - получим красивую поверхность или возьмем велюр (бархат) и уложим на основу из шелковой вискозы ("Гарус"). Еще можно на основу из тонкой пряжи лён с вискозой уложить более толстую нитку льна натурального цвета, причем плотность возьмем слегка разреженную. Получим полупрозрачное полотно для летнего изделия с эффектом "рогожки".
Вложение не найдено
-
В том случае, когда прокладывание нити будем повторять в одной и той же последовательности, получим узкие вертикальные полоски.
Статья составлена по публикациям сайта "Мастерица".
Составитель: Патлах В.В.
Часть сообщения скрыта для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.